Новости

СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН

Среди основных направлений, изложенных в Послании Президента РК народу Казахстана от 01 сентября 2020 года, обращают на себя внимание вопросы, затронутые в разделе восьмом «СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН»

 и касающиеся совершенствования деятельности органов прокуратуры, органов внутренних дел и суда: «Оперативные сотрудники, выявляющие преступления, и следователи, принимающие процессуальные решения, работают в подчинении у одних и тех же начальников, для которых главной задачей является раскрытие преступления и направление дела в суд. Но права и свободы граждан не должны страдать в угоду показателям».
?При сохранении действующей трехзвенной системы указанных органов (прокуратуры, ОВД (полиции) и суда), предлагаем принципиально изменить подходы к оценкам итогов служебной деятельности в системе ОВД, сделав приоритетами сведения о защите прав граждан и обеспечение неотвратимости наказания и привлечения виновных к ответственности за нарушение прав человека и гражданина.
Отчетность о состоянии раскрываемости совершенных преступлений и динамике уровня преступности предлагаем, в целом, сохранить, но иные направления специальной статистики, не связанные с защитой прав человека и гражданина, вывести из системы оценки служебной деятельности территориальных органов внутренних дел (например, преступления против порядка управления, против основ конституционного строя и безопасности государства и т.д.). В этом случае система оценки эффективности служебной деятельности ОВД, во-первых, будет более конкретной, связанной с защитой прав человека, а во-вторых, будет полностью соответствовать пункту 1 статьи 1 Конституции РК, провозглашающей высшими ценностями Республики Казахстан человека, его жизнь, права и свободы.
При (внутренней) реорганизации уполномоченных государственных органов считаем необходимым соблюдение специального, закрепленного Законом РК «О правоохранительной службе» принципа единоначалия и субординации (подчиненности), учитывая при этом прошлый негативный опыт организации и кратковременного функционирования в Казахстане Государственного следственного комитета с 21 декабря 1995 года по 09 декабря 1998 года.
?О прокурорском надзоре на стадии следствия Президент РК в своем Послании отмечает, что «он носит запоздалый характер. Прокуроры знакомятся с обстоятельствами дел только перед направлением в суд».

 

Однако, согласно Закону РК от 30 июня 2017 года «О прокуратуре», надзор прокурором осуществляется уже с момента возбуждения уголовного дела, то есть на более ранней стадии уголовного преследования. Так, статья 5 Закона регулирует основные направления прокурорского надзора: «В пределах и порядке, установленных законом, прокуратура осуществляет высший надзор (далее – надзор) за законностью деятельности правоохранительных и специальных государственных органов в сферах:
✅досудебного расследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности;
✅исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения»
Более того, Инструкцией по организации надзора за законностью уголовного преследования, утвержденной Приказом Генерального прокурора РК от 12 февраля 2018 года № 19, предусмотрено использование как бумажного документооборота при осуществлении уголовного преследования и надзора, так и делопроизводство по уголовным делам в электронном формате с момента возбуждения уголовного дела до окончания производства по делу.
?Таким образом, орган уголовного преследования обязан направлять все процессуальные документы, заверив их электронной цифровой подписью (ЭЦП), прокурору немедленно с момента его осуществления посредством служебных коммуникационных сетей Интернета.
Прокурор в таких случаях вправе и обязан немедленно реагировать на выявленные нарушения законности на более ранних стадиях предварительного досудебного расследования до его окончания. В данной ситуации форма и способ передачи существенной процессуальной информации не столь важны, главное, что информация сообщается прокурору оперативно и безотлагательно. При бумажном делопроизводстве орган уголовного преследования обязан в срок не позднее 24 часов направлять прокурору копии процессуальных документов.
Следовательно, нормы, регулирующие процедуры деятельности прокуроров при осуществлении надзора, у нас есть, а проблемы, озвученные Президентом РК, свидетельствуют о том, что необходимо совершенствовать систему контроля за исполнением действующего законодательства.
По нашему мнению, для более полного обеспечения конституционных прав человека и гражданина необходимо обеспечить камерами наблюдения с фиксацией видеозаписи и аудиозаписью все помещения ОВД, ОУР, дознания и следствия, в том числе следственные изоляторы и изоляторы временного содержания, а также участковых пунктов полиции с трансляцией видеонаблюдения и ее записью, а также хранением на специальном сервере прокурора. Аналогичные камеры установить в медицинских вытрезвителях, приемниках-распределителях и специальном ведомственном автотранспорте системы органов МВД (Национальная гвардия и др.).
Патрульно-постовую службу и все иные службы (ОУР, дознание, следствие, участковые) обеспечить и обязать пользоваться нагрудными камерами с функцией видеофиксации и аудиозаписи в служебное время. Обеспечить хранение аудио- и видеозаписей на специальном сервере с ограниченным доступом в системе Управления внутренней безопасности ОВД (МВД) либо передачу и хранение на сервере надзирающего прокурора.
Предлагаемые меры позволят обеспечить комплексный подход к реализации целей и интересов как государства, так и человека и гражданина.